рефераты
Главная

Рефераты по рекламе

Рефераты по философии

Рефераты по финансам

Рефераты по химии

Рефераты по цифровым устройствам

Рефераты по экологическому праву

Рефераты по экономико-математическому моделированию

Рефераты по экономической географии

Рефераты по экономической теории

Рефераты по этике

Рефераты по юриспруденции

Рефераты по языковедению

Рефераты по юридическим наукам

Рефераты по истории

Рефераты по компьютерным наукам

Рефераты по медицинским наукам

Рефераты по финансовым наукам

Рефераты по управленческим наукам

Рефераты по строительным наукам

Психология педагогика

Промышленность производство

Биология и химия

Языкознание филология

Издательское дело и полиграфия

Рефераты по краеведению и этнографии

Рефераты по религии и мифологии

Рефераты по медицине

Рефераты по сексологии

Рефераты по москвоведению

Рефераты по экологии

Краткое содержание произведений

Рефераты по физкультуре и спорту

Топики по английскому языку

Рефераты по математике

Рефераты по музыке

Остальные рефераты

Доклад: Культурный облик Древней Руси

Доклад: Культурный облик Древней Руси

Письменность, литература, образование.

60е годы IX века – время создания русской письменности, считается, что её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий). Первым этапом русской литературы был перевод Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной литературы. Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житиё, поучения повесть. Давайте кратко рассмотрим некоторые из них. Летопись – эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Но надо отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во первых летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во вторых освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в третих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя. Житиё – жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще. Большое место занимала поучительно – бытовая литература такая, как притчи и другие поучения. Но были также и научные труды, так в XIIв (1136г) был написан труд, содержащий вычисления всех високосных годов, пасх, церковных праздников и т.д. назывался он «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Но несмотря на такое разнообразие «древнерусскую литературу можно рассматривать, как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, эта тема – смысл человеческой жизни»(1,70). Подобную направленность основных жанров (главная направленность – эпос) можно объяснить тем, что в Киевской Руси основными заказчиками книг оставались Князья.

Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Также существуют свидетельства о том, что в 1086 году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из монастырей. О том, что преподавали в таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века – изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах.

Зодчество и архитектура в Киевской Руси

Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Давайте в общих чертах рассмотрим планировку древнего Киева: на вершине холма стоял каменный княжеский дом, возле него помещались в основном деревянные дома чиновников, купцов и других богатых людей, ниже же помещались дома остального населения в основном землянки. Надо ли говорить, что у последних отсутствовала архитектура как таковая. Настоящими носителями лучших традиций архитектура и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Давайте же на них и остановим наш взгляд.

Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма «утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма – чисто русский, в особенности его заострённые главы, - всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму». На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово-купольный стиль, давайте подробней остановимся на нём. крестово-купольный храм прямоугольной формы, четырьмя или более столбами его интерьер делиться на продольные (восток – запад) части – нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) – аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находиться главная святыня – престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (спаская церковь ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим «отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм».

Скоморохи.

Скоморохи - люди, сделавшие забаву своим ремеслом. Не вполне выяснено происхождение и значение самого слова. Наиболее вероятным представляется мнение, что слово "скоморох" происходит от византийского "скоммарх" - мастер смехотворства.

Ремесло этих народных потешников было одинаково: они были, прежде всего, музыкантами на разных инструментах (гусельники, домрачеи, сопельники, сурначи, волынщики и т.д. ), певцами, исполняли различные акробатические фокусы, а также целые представления.

Скоморохи устраивали и кукольные спектакли. По описанию путешественника Адама Олеария театр кукол устраивался просто - скоморох надевал юбку с обручем в подоле, затем поднимал ее кверху так, чтобы она закрывала ему голову, и из-за импровизированной занавески показывал свои куклы.

Веселое и жизнеутверждающее искусство скоморохов было враждебно церковной идеологии. Церковь и цари боролись с проявлениями скоморошества. Митрополит Иосаф писал Ивану Грозному о скоморохах: "Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве ...".

По царским указам 1648 г., скоморохи со всякими "бесовскими играми" и соучастники их "богомерзкого дела", т.е. зрители, подлежали наказанию батогами и ссылке. Музыкальные инструменты, скоморошьи маски и все, связанное со скоморошьими играми, царские грамоты предписывали ломать и жечь.

Царскими указами о запрещении народных представлений и скоморошества народному театру был нанесен тяжелый удар. Однако никакие репрессии не могли уничтожить народное творчество, не могли убить любимого народом искусства.

Скоморошество было высшей формой русского народного творчества, существование которого в течение ряда веков являлось почвой, на которой возник русский народный театр.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://agat32.boom.ru/


© 2012 Скачать рефераты, курсовые работы, доклады и дипломные работы.