![]() |
||
Главная Рефераты по рекламе Рефераты по философии Рефераты по финансам Рефераты по химии Рефераты по цифровым устройствам Рефераты по экологическому праву Рефераты по экономико-математическому моделированию Рефераты по экономической географии Рефераты по экономической теории Рефераты по этике Рефераты по юриспруденции Рефераты по языковедению Рефераты по юридическим наукам Рефераты по истории Рефераты по компьютерным наукам Рефераты по медицинским наукам Рефераты по финансовым наукам Рефераты по управленческим наукам Рефераты по строительным наукам Психология педагогика Промышленность производство Биология и химия Языкознание филология Издательское дело и полиграфия Рефераты по краеведению и этнографии Рефераты по религии и мифологии Рефераты по медицине Рефераты по сексологии Рефераты по москвоведению Рефераты по экологии Краткое содержание произведений Рефераты по физкультуре и спорту Топики по английскому языку Рефераты по математике Рефераты по музыке Остальные рефераты |
Доклад: История русско-чеченских отношенийДоклад: История русско-чеченских отношенийhttp://www.chechnyafree.ru/images/photo/1/294.jpg http://www.chechnyafree.ru/images/photo/1/294.jpgПервый этап, начавшийся с середины XVI в., продолжался до конца 17 века и был периодом мирной колонизации края. Он характеризуется вассально-союзническими формами отношений московских царей со старейшинами чеченских общин. Москва пыталась расширить свое влияние в регионе, в основном, политическими и торгово-экономическими средствами. Эта политика имела успех и чеченские общины на добровольной основе (посредством заключения договоров) заявляли о признании верховной власти Московского государства. Второй этап, длившийся почти весь XVIII век, знаменует собой начало
открытой военной экспансии России на Северный Кавказ. В эпоху Начавшееся в Чечне антиколониальное движение горцев охватило и некоторые другие районы Северного Кавказа. В нем приняли участие главным образом социальные низы горцев. Имущие слои горских народов вначале пытались использовать антиколониальное движение крестьян в интересах упрочения своей власти в горских общинах, а также для восстановления утраченных позиций свободы выбора в отношениях с Москвой. Но вскоре, испугавшись роста антифеодальной направленности движения шейха Мансура, горские верхи не только отошли от него, но и в ряде случаев вместе с русскими войсками приняли участие в усмирении восставших крестьян. Первый имам горцев Северного Кавказа около шести лет вел войну с царскими войсками, но потерпел поражение. Шейх Мансур был пленен в 1791 году и умер в Шлиссельбургской крепости. Третий этап русско-чеченских отношений приходится на первую половину ХIХ века. С назначением генерала А. П. Ермолова (1816-1827 гг.) командующим русской армией на Кавказе начинается планомерное продвижение русских войск в глубь территории Чечни, военное давление усиливается. В ответ в Чечне нарастает национальное движение. Более 30 лет его возглавляет Бейбулат Теймиев. Ему удалось впервые объединить большинство чеченских обществ. Он также пытался объединить горские народы, заключив союз вольной Чечни с феодальными княжествами Северного Кавказа. Бейбулат Теймиев был сторонником мирного разрешения конфликта и стремился избежать большой войны с Россией. Его предательское убийство способствовало эскалации военных действий. 1828 год стал поворотным в Кавказской войне.
Борьба отдельных горских В 1859 году Шамиль потерпел поражение и стал почетным пленником императора Александра II. Он и его родственники были обласканы царем и отреклись от идеалов Кавказской войны. Чечня оказалась во власти царской военной администрации. Вместо обещанной автономии во внутренних делах чеченцы получили колониальный режим. Их оттеснили в предгорные и горные районы. По сговору с Турцией царизм начал добровольно-принудительное переселение чеченцев в Османскую империю. В результате царские власти избавились от значительной части населения. http://www.chechnyafree.ru/images/photo/1/153.jpg На политику захватов, депортаций, насилия чеченцы
отвечали восстаниями. Царизм пытался решить проблему силовыми методами. Анализируя причины Кавказской войны, следует отметить, что она стала следствием не только военной экспансии царизма, но и внутренних раздоров на Кавказе, борьбы местных элит за власть и влияние в горских обществах. Агрессивному этнонационализму, религиозному экстремизму в Чечне всегда противостояли пророссийские силы, поддерживавшие идею создания светского, демократического государства и традиционный ислам. Кроме того, в основе национальных движений, восстаний, революций и войн на Кавказе лежали социально-экономические причины: отсталость и нищета большей части населения края, отданного на расправу продажной колониальной администрации и местной бюрократии. В целом история российско-кавказских отношений в этот период свидетельствует не о войне народов и их культур, а о противостоянии на уровне интересов элит, не всегда совпадавших с интересами нации. Бесспорно, в основе противостояния Чечни и России присутствовал элемент межцивилизационного конфликта, но он не являлся доминирующим. Чеченское национальное движение, часто имело религиозную оболочку. Однако идея сохранения и развития этноса всегда брала верх над идеей религиозных войн. В этой связи уместно напомнить, что массовое вступление чеченских общин в войну против России, приглашение имама Шамиля в Чечню состоялось не столько под влиянием пропаганды идей газавата, сколько в результате карательного похода генерала Граббе в 1840 г. в Чечню и жестоких репрессий против мирного населения. Насилие, грубое вмешательство в традиционный уклад жизни горцев - вот что толкнуло их на войну с Россией. То же самое произошло и в современной чеченской войне. Начав широкомасштабные военные действия против мирного населения, Москва спровоцировала массовое сопротивление чеченцев федеральным войскам, породила агрессивный сепаратизм (национализм). Но и на этот раз в вооруженной борьбе участвовала только часть чеченского населения. Большинство чеченцев было против войны с Россией. Так же, как в свое время были чеченские общины, которые воевали против имама Шамиля, так нынче были те, кто сознательно противостоял Дудаеву. Но именно в период Кавказской войны зародилась идеология чеченского воинствующего этнонационализма. На нее опираются современные чеченские сепаратисты, отвергая идеи союза Чечни с демократической Россией, вычеркивая из истории мирные созидательные периоды развития русско-чеченских отношений. http://www.chechnyafree.ru/images/photo/1/157.jpg Элитные слои чеченского общества, несмотря на
рецидивы этноцида в отношении чеченцев и ингушей, пытались вписаться в
российское общество и тем самым дать возможность своему народу воспользоваться
плодами русской культуры. Примечателен тот факт, что Чечня после присоединения
к России принимала активное участие почти во всех ее войнах. Как горная лавина обрушился ингушский полк на германскую Железную дивизию. Он был немедленно поддержан чеченским полком. В истории русского отечества, в том числе нашего Преображенского полка, не было случая атаки конницей вражеской части, вооруженной тяжелой артиллерией: 4,5 тысячи убитых, 3,5 тысячи взятых в плен, 2,5 тысячи раненых, менее чем через полтора часа перестала существовать железная дивизия, с которой боялись соприкасаться лучшие воинские части наших союзников. Передайте от моего имени, царского двора, от имени всей русской армии братский сердечный привет отцам, матерям, сестрам, женам и невестам этих храбрых орлов Кавказа, положивший своим бесстрашным подвигом начало конца германским ордам. Никогда не забудет этого подвига Россия, честь им и хвала. С братским приветом Николай II. 25 августа 1915 года.
С началом ХХ века в отношениях с горскими народами царизм делает ставку на насилие. В ответ национальное движение и чеченцев приобретает форму абречества. (абрек - разбойник, народный защитник). В период трех российских революций на чеченское общество оказала заметное влияние российская социал-демократия. Вскоре социализм становится конкурирующей с исламом идеологией среди части интеллигенции. Общественные деятели - Т. Эльдарханов, А. Шерипов, и др. - занимались просветительской работой, подъемом национального самосознания. Пятый этап русско-чеченских отношений охватывает советскую эпоху. В годы революций и гражданской войны (1917 по 1925 г.) в Чечне господствовали анархия и безвластие. Национальное движение раскололось и не смогло консолидировать общество. В нем обозначились три направления: государственный национализм, ориентированный на Советы (коммунистов); демократический национализм этнического толка, ориентированный на Запад; радикальный национализм, ориентированный на ислам и пантюркизм. Не увенчалась успехом попытка создания теократического государства (эмиратство шейха Узун-хаджи). В конечном счете, бо́льшая часть населения сделала выбор в пользу советской власти, обещавшей свободу, равенство, землю, государственность.
По пятилетним планам до Великой Отечественной войны немало было сделано для реконструкции промышленности Чечни и развития культуры. Так, грамотность с 0,8% в 1920 г. поднялась до 85% в 1940г. История всех научных учреждений также начиналась в этот период: ГрозНИИ был основан в 1928 г., Институт истории, социологии и филологии в 1926 г. http://www.chechnyafree.ru/images/photo/1/504.jpg Упразднение ЧИ АСССР и депортация 1944 года Казахстан отрицательно сказалась на отношении всего чеченского народа к властям. Депортация привела к потере почти 40% численности чеченцев. После смерти Сталина на волне хрущевской оттепели было принято решение о восстановлении Чечено-Ингушской АССР. В 1957 году, после 13 лет ссылки, вайнахи устремились на Родину. Однако процесс их возвращения и восстановление республики, протекали болезненно. Реабилитация носила половинчатый характер. Политическое недоверие к народу, национальным кадрам сохранилось. Традиции, религия чеченцев и ингушей были под негласным запретом. Преподавание в вузах, школах велось на русском языке. Сфера употребления чеченского языка сузилась до семейно-бытового уровня. Родной язык преподавался как предмет только в сельских школах. В 60-70-х гг. чеченский национализм выражался в форме многочисленных коллективных писем, обращений в ЦК КПСС с критикой действий местных властей в сфере национальной политики. Москва сквозь пальцы смотрела на преследования тех, кто подписывал эти жалобы. Эпоха этноцида длилась 30 лет. В результате, морально-психологическая травма, нанесенная чеченскому народу в этот период, оказалась более разрушительной по своим последствиям даже по сравнению с неприкрытым геноцидом сталинских времен. Горбачевская перестройка, распад СССР положили начало шестому этапу в русско-чеченских отношениях, который привел в конечном итоге к новому противостоянию. Заключение Таким образом, истоки современного чеченского национального движения уходят вглубь веков. Анализ исторического прошлого чеченцев свидетельствует о том, что они вновь, уже в который раз, попали в ловушку нерешенных проблем своей трагической истории. К их числу, прежде всего, относится проблема взаимоотношений России и Чечни. Начиная с 18 в., история взаимоотношения Чечни и России - это перманентное противостояние, которое с периодичностью в 40-50 лет выливалось в форму насильственной борьбы. Только за два столетия здесь имело место 13 частичных, 2-е массовые и одна полная депортации чеченцев. Вместе с последней чеченской войной начался 17-й по счету, так сказать добровольный исход чеченцев - в другие регионы России. Республику покинуло более 700 тысяч граждан. Военные действия в Чечне, как показал исторический опыт, длятся от 6 до 25 лет и заканчиваются подавлением чеченцев с огромными потерями для обеих сторон. Типичной формой завершения конфликта является их замораживание, т.е. прекращением военных действий без урегулирования исторического этноконфликта между Россией и Чечней. Присутствующая в народном сознании (многих поколений чеченцев) идея борьбы за свободу и независимость не реализуется. Проблема чеченского этнонационализма - это и проблема культурологическая. Экономика, материальные и духовные ценности, в целом культура чеченского народа разрушались с периодичностью в 40-50 лет. Итогом стала социально-экономическая и культурная отсталость Чечни. Естественно, все это сказалось на характере чеченского национализма. Однако современный конфликт в Чечне не был предопределен. Его спровоцировали те античеченские и антироссийские силы, которые заинтересованы в перманентной нестабильности в этом регионе России. |
|
|