![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная Рефераты по рекламе Рефераты по философии Рефераты по финансам Рефераты по химии Рефераты по цифровым устройствам Рефераты по экологическому праву Рефераты по экономико-математическому моделированию Рефераты по экономической географии Рефераты по экономической теории Рефераты по этике Рефераты по юриспруденции Рефераты по языковедению Рефераты по юридическим наукам Рефераты по истории Рефераты по компьютерным наукам Рефераты по медицинским наукам Рефераты по финансовым наукам Рефераты по управленческим наукам Рефераты по строительным наукам Психология педагогика Промышленность производство Биология и химия Языкознание филология Издательское дело и полиграфия Рефераты по краеведению и этнографии Рефераты по религии и мифологии Рефераты по медицине Рефераты по сексологии Рефераты по москвоведению Рефераты по экологии Краткое содержание произведений Рефераты по физкультуре и спорту Топики по английскому языку Рефераты по математике Рефераты по музыке Остальные рефераты |
Курсовая работа: Механизм поворота руки промышленного робота (модуль М4)Курсовая работа: Механизм поворота руки промышленного робота (модуль М4)МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского “ХАИ” Кафедра 202 ХАИ. 202.239.01В.715.09.01 Пояснительная записка по курсовому проекту Механизм поворота руки промышленного робота (модуль М4) по дисциплине: “Конструирование машин и механизмов” Выполнила: студент гр.239 Збаравская Т.В. Проверил: доцент каф. 202 Василенко В.М. 2005 Содержание Введение 2. Расчет исполнительных механизмов 2.1 Расчет зубчатой ременной передачи 2.2 Расчет волновой передачи 4. Расчёт на прочность валов 6. Расчет болтов крепления двигателя к корпусу 8. Смазывание подшипников и передач Список использованной литературы ВведениеМанипуляционный робот содержит две органически связанные части устройство управления и манипулятор. Устройство управления включает в себя чувствительные устройства, элементы обработки и хранения информации, устройство управления приводами. Манипулятор с точки зрения механики и теории механизмов - сложный пространственный управляемый механизм с несколькими степенями свободы, содержащий жесткие и упругие звенья, передачи и приводы. Движения манипулятора осуществляется от приводов, которые могут располагаться на подвижных звеньях или на подвижном основании. Число приводных двигателей обычно равно числу степеней свободы манипулятора, хотя во время выполнения технологических операций на систему могут накладываться дополнительные связи. Передача движения от двигателя к звеньям механизма выполняется с помощью передаточных механизмов различного вида. Система таких механизмов при расположении приводов на основании может быть достаточно сложной. Технологические возможности и конструкцию промышленных роботов определяют следующие основные параметры: грузоподъемность, число степеней подвижности, форма и размеры рабочей зоны, погрешность позиционирования и тип системы управления. В машиностроении используют принципы агрегатно-модульного построения промышленных роботов. Агрегатный модуль - это функционально и конструктивно независимая единица, которую можно использовать индивидуально и в соединении с другими модулями с целью создать промышленные роботы с заданными компоновочными схемами, характеристиками и типом устройства управления. Рассмотрим промышленный робот для обслуживания станков с числовым программным управлением ЧПУ М20П 40.01 с агрегатно-модульным принципом построения. Он предназначен для автоматизации операции "установка-снятие" заготовок и деталей, смены инструмента и других вспомогательных операций при обслуживании станков с ЧПУ. Промышленный робот включает в себя следующие механизмы различного исполнения: поворота (М1); подъема и опускания (М2); выдвижения руки (М3); поворота кисти руки (М4). ЧПУ позиционного типа обеспечивает управление перемещением руки в цилиндрической системе координат, цикловое управление движениями кисти и зажимом-разжимом схвата, подачу команд пуска циклов работы станков и другого технического оборудования, а также прем ответных команд после выполнения этих циклов. Механизм поворота руки робота (модуль М4) содержит электродвигатель постоянного тока, зубчато-ременную и волновую передачи. Задание на курсовой проект включает в себя упрощенную кинематическую схему механизма робота. Кинематическая схема фактически снимает необходимость обоснования выбора типа механической передачи. Однако для того чтобы решить, какой передаточный механизм предпочтительнее, необходимо учесть условия работы, допускаемые габариты, расходы на технологичность конструкции, стоимость механизма и ряд других факторов. 1. Выбор двигателя Для того чтобы выбрать двигатель, необходимо определить его потребленную мощность по параметрам выходного элемента механизма, используем формулу: Где F - усилие сопротивления перемещению, Н; V - скорость перемещения, м/с; hобщ - КПД всего механизма, равный произведению КПД передач, входящих в механизм hобщ=h1h2…hп. Среднее значение КПД передач и других элементов механизма выбираю из таблицы3.1 (Учебное пособие “Проектирование механизмов роботов” В.И. Назин).
По рассчитанной мощности выбираю двигатель. Мощность выбранного двигателя должна быть больше рассчитанной мощности, т.е. следует выбирать из каталога двигатель ближайший большей мощности. Из конструкторских соображений я выбрала двигатель типа ДК1-3.5 Это маломощный электродвигатель постоянного тока с обычным пазовым якорем, коллектором и постоянным магнитами. Он относительно тихоходный, укомплектованный встроенным датчиком перемещениям и электромагнитным тормозом. Двигатель ДК1-3,5
2. Расчет исполнительных механизмов 2.1 Расчет зубчатой ременной передачи Перспективным видом гибкой связи является зубчатые ремни. Они имеют высокую тяговую способность и сравнительно большой КПД. Передачи этого типа работают без смазки, устойчивы к действию абразивных и агрессивных сред, позволяет синхронизировать движения входного и выходного звеньев, просты в эксплуатации. В отличие от плоских, клиновых и поликлиновых передач в зубчатых ременных передачах движение передается посредством сил трения, а также зацеплением ремня и шкивов, т.е. устанавливается достаточно жесткая кинематическая связь между ведущими и ведомыми звеньями механизмов. Простейшая передача с зубчатым ремнем состоит из ведущего 1, ведомого 2 шкивов и охватывающего их зубчатого ремня 3. Вычисляем общее передаточного отношения механизма робота по формуле: Так как в механизме две ступени, то мы принимаем UЗР=2, а UВП=114. Определяем момент, мощность и частоту вращения на ведомом шкиве зубчато-ременной передачи: момент: Т2=Т1Ä UЗРÄhlуч=1.7Ä2Ä0.99Ä0.96=3.231 НÄм, частота вращения: Мощность Р2=Р1Ählуч=360Ä0.99Ä0.96=342,144 Вт. По величине крутящего момента на ведущем шкиве из справочника выбираем модуль зубчатого ремня m=3 мм. Определим число зубьев малого шкива из справочника по модулю зубчатого ремня. Если m=3, то Z1=14. Зная передаточное отношения зубчатого ремня, определим число зубьев ведомого шкива. Z2 = Z1Ä. UЗР =14Ä2=28. Диаметры ведомого и ведущего шкива: d1 = mÄZ1 =3Ä14=42 мм. d2 = mÄZ2 =3Ä28=84 мм. Вычисляем окружную скорость ремня Vокр используя зависимость: Действительная частота вращения ведомого шкива: Уточненное передаточное отношение: Межосевое расстояние вычисляем как а=1,5 (d1+d2) =1,5 (42+84) =252 мм. Определяем длину ремня из формулы: Число зубьев ремня (расчетное) Количество зубьев ремня округляем до стандартного
Сила, передаваемая зубчатым ремнем:
Коэффициент КF принят равным единице для спокойной пусковой нагрузки. Расчетную допускаемую удельную силу на ремне определяем по зависимости: FY= [F] 0ÄCUÄCzÄCp Где CU =1 Cz=1 Cp=0.9 FY=9Ä1Ä1Ä0.9=8,1 H/мм. Число зубьев ремня, находящихся в зацеплении с ведущим и ведомым шкивами, вычислим: Принимаем Z1з=7 Принимаем Z2з=15 Определим необходимую ширину ремня:
Где q=4Ä10-4 кг/ (мÄмм) - погонная масса Сш=1.05 - Коэффициент, учитывающий неполноту витков каната у боковых поверхностей ремня. Принимаем ширину ремня в соответствии со стандартным рядом В=32мм. Рассчитаем удельное давление на рабочих поверхностях зубьев ремня и сравним с допускаемым: где Условие удельного давления Р< [Р] 0,63МПа<0,75МПа выполняется. Величину начального натяжения ремня F0 вычислили по эмпирической зависимости:
Силу, действующую на вал передачи, определяем: Fr=1.1Ä FT=1.1Ä80,95=89,045 H. Для динамического анализа зубчатой ременной передачи рассчитываем критическую линейную скорость ремня в такой последовательности: а) Из справочника для ремня с модулем m=3
находим собственную частоту б) Определим натяжение ведущей и ведомой ветвей ремня: Fвщ = F0+0.5ÄFT = 43,173+0.5Ä80,95 =83,65 Н Fвд = F0-0.5ÄFT = 43,173-0.5Ä80,95 = 2,7 Н в) Определим деформацию одного шага ведущей и ведомой ветви ремня: a' =14Ä10-4 мм2/Н - выбирается из справочника. xс1 = aÄFвщ =4,375Ä10-5Ä83,65 = 0.00366 мм; xс2 = aÄFвд =4,375Ä10-5Ä2,7 =0.000517 мм. г) находим критическую скорость зубчатого ремня: при КВ=0.5Ä (ZP-Z1З-Z2з) =0.5 (75-7-15) =26; получаем для ведущей ветви ремня: для ведомой ветви ремня: Следовательно, передача работает в дорезонансной зоне, т.к. Vокр<Vкр и не требует корректировку параметров. Основные параметры зубчатого ремня и шкивов.
При конструировании модуля поворота руки робота необходимо выдержать ряд требований: 1. Большое передаточное отношение при сравнительно небольшом количестве деталей. 2. Высокая нагрузочная способность зацепления. 3.
Сравнительно высокий КПД ( 4. Высокая кинематическая точность и плавность хода. Эти требования привели к необходимости использования волновой передачи как основного механизма обеспечения требуемых показателей. Исходные данные:
возможная перегрузка по Мт в 2.5 раза. Расчет волновой зубчатой передачи выполняется в 2 этапа: первый - проектировочный, второй - проверочный. Проектировочный расчет заключается в предварительном определении размеров гибкого колеса: диаметра, длины, ширины, толщины стенок, ширины зубчатого венца. При проектировочном расчете удобно исходить из критерия износостойкости боковых поверхностей зубьев в связи с тем, что удельное давление на зубья зависит от основных конструктивных параметров гибкого колеса. Проверочный расчет сводится к проверке удовлетворения волновой передачи критериям работоспособности. На первом месте по значению стоит критерий прочности. По этому критерию должны проверяться все волновые передачи. Остальные критерии должны учитываться в зависимости от условий работы ВЗП. Проектировочный расчет Кинематическая схема передачи соответствует схеме, показанной на рис.1 Рис.1 Принимаем где
Определяем диаметр делительной окружности гибкого колеса: где Определяем приближенное значение модуля зацепления:
принимаем ближайшее стандартное значение Определяем диаметры делительных окружностей гибкого и жесткого колес:
Принимаем в соответствии с рекомендациями Определяем коэффициент смещения гибкого и жесткого колес:
Определяем максимально возможную высоту захода зубьев: Определяем диаметры окружностей впадин и вершин гибкого колеса:
Окончательное значение диаметра окружности вершин принимается после проверок: ·
Высота зуба не должна быть больше, чем у производящего исходного контура:
·
Высота зуба не должна быть больше толщины оболочки гибкого колеса
под зубчатым венцом Определяем диаметры окружностей вершин и впадин жесткого колеса:
где Определяем наличие радиального зазора между вершинами зуба гибкого колеса и впадиной жесткого колеса по большой оси генератора:
подставляем значения и получаем 16,621>0.075 - условие выполняется. Определяем основные окружности гибкого и жесткого колес:
Определяем толщины зубьев гибкого и жесткого колес по делительным окружностям:
Определяем размеры по роликам:
где D - диаметр мерительного ролика,
берется в пределах (1,7.2) *m из набора для измерения резьбы: 0.572, 0.796, 1.008,
1.157, 1.302 и т.д. или по ГОСТ 2475-62; Определяем конструктивные размеры гибкого и жесткого колес: a) Гибкое колесо:
b) Жесткое колесо:
Проверочный расчет Проверка по критерию прочности Определяем амплитудные нормальные (изгибные) напряжения в гибком колесе ненагруженной ВЗП:
где
Определим амплитудные нормальные напряжения в гибком колесе при действии крутящего момента:
где Определяем средние напряжения:
Определяем максимальные касательные напряжения в гибком колесе ненагруженной волновой передачи:
Определяем максимальные касательные напряжения в гибком колесе нагруженной волновой передачи:
где Определяем амплитудные и средние касательные напряжения:
Определяем эффективные коэффициенты концентрации напряжений:
где Определяем запас прочности гибкого колеса:
Условие n>1.3 выполняется. Проверка по критерию "ресурс подшипника генератора волн". Определяем основные геометрические и конструктивные параметры кулачкового генератора волн: ·
·
·
·
·
·
·
·
·
Определяем максимальную деформацию по генератору:
Определяем располагаемую динамическую грузоподъемность шарикоподшипника генератора:
Определяем потребную динамическую грузоподъемность: Проверка по критерию жесткость звеньев. Определяем предельный крутящий момент, передаваемый волновым зубчатым редуктором:
где Принимаем радиальное биение вала Определяем максимальный крутящий момент:
где Проверка по критерию "теплостойкость". Определяем количество тепла, образующегося в результате потерь мощности:
Определяем количество тепла, отводимого в окружающую среду от передачи:
где Так как А1>А, то условие выполняется. 3. Конструирование механизма Механизм в данном проект можно оставлять стандартным (протоколом М4), но учитывая особенности расчётов. Конструкция механизма поворота руки робота показана на формате А1 в приложении к курсовой работе. Конструкция выполняется по расчетам, но выбирается по конструктивным соображениям и стандартами с явным запасом прочности. Это облегчает задачу проектирования механизма, но этот проект даёт только навыки к проектированию. На самом деле при более серьезной проектировке надо рассчитывать каждый элемент механизма и, по возможности, выбирать таковой согласно стандартом. 4. Расчёт на прочность валов Расчёту подлежат те валы, которые в данном механизме воспринимают нагрузки. Определим потребный диаметр вала на ведущем шкиве учитывая прочностные характеристики. Это является проектировочным расчётом. где Т - крутящий момент на валу, [tкр] - допускаемое напряжения при кручении. Так как расчётная величина является очень малой конструктивно для удобства и возможности шпоночного соединения выбираем вал с d = 18 мм., при этом выигрывая большой запас прочности и такой же диаметр имеет вал электрического двигателя, а это упрощает задачу конструирования. Определим потребный диаметр вала на ведомом шкиве учитывая прочностные характеристики. Это является проектировочным расчетом. Принимаем диаметр вала d=15 мм, это нам даст большой запас прочности и облегчит задачу проектирования. Принимаем диаметр вала d=45 мм, это нам даст большой запас прочности и облегчит задачу проектирования. Проверочный расчет Материал вала - сталь 45, нормализация, σв=590Нмм2. предел выносливости при симметричном цикле изгиба:
предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений:
Сечение А-А. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки. Принимаем κτ=1.58, кσ=1б49, масштабный фактор εσ=ετ=0.82, ψτ=0.1; Крутящий момент М=210·103Нм. Изгибающий момент в горизонтальной плоскости:
Изгибающий момент в вертикальной плоскости:
Суммарный изгибающий момент в сечении А-А.
Момент сопротивления изгибу:
Момент сопротивления кручению: Амплитуда нормальных напряжений изгиба:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А-А
5. Расчёт подшипников По динамической грузоподъемности подбирают подшипники качения при п=> 10 мин. - Ä1 Подшипник подбирается по условию: Сп<=Ср, где Сп - потребная динамическая грузоподъемность, Ср - располагаемая динамическая грузоподъемность. Динамическую грузоподъемность определяют по формуле: где а1 = 0.44, а23=1 - коэффициенты, учитывающие качество материалов подшипника, смазку и условия эксплуатации: промышленный робот модуль Эквивалентную нагрузку F для различных типов подшипников определяют по формуле: в частности для радиальных. F=VÄFaÄKdÄKT V = 1 (вращается внутреннее кольцо); KdÄ = 1 (спокойная нагрузка); KT = 1 (температурный коэффициент). Fr = 31.62Н FВ = (FrÄ50) /700= 2.26Н FА= Fr+FВ => FА = 34Н F = 1Ä34Ä1Ä1 = 34Н Находим Выбираем стандартный подшипник №1000905 Внутренний диаметр d = 20мм; Внешний диаметр D = 37мм; Ширина В = 9мм; Радиус округления r = 0,5мм; Грузоподъемность С = 574Н; Статическая грузоподъемность С = 375Н; Шарики DT = 5мм; Число шариков Z = 12шт; Масса 0.042кг. 6. Расчет болтов крепления двигателя к корпусу Tкр = Tдв. Мтр > Tдв. Мтр = кÄTдв Мтр =FзатÄfÄZÄD/2 К - коэффициент запаса; Tдв - крутящий момент двигателя; f = 0.15…0.2 коэффициент трения в стыке деталей Z - количество болтов соединения Определим диаметр болтов из условия прочности на срез: Материал болта: Ст.3 sв = 380 МПа sТ = 220 МПа s-1 = 130 МПа Определим допускаемое напряжения [sр] =0.3ÄsТ=0.3Ä220=66МПа Выбираем болт М10 относительно габаритов двигателя. 7. Проверочный расчет шпонки Призматическую шпонку, применяемую в проектируемом механизме, проверяют на смятие. Проверка шпонки производится из условия прочности. Где а) Ft = 445.2H - окружная сила на валы б) Асм = (0.94h-t1) lр - площадь смятия мм2 Здесь lр - рабочая длина шпонки скругленными торцами l, h, b, t1 - стандартные размеры шпонки. l = 15 мм, h = 6 мм, b = 6 мм, t1 = 4,4 мм, lр =64,4 мм, Асм = (0.94Ä6-4,4) Ä64,4 = 79,86 мм2. Проверка на прочность: Проверка шпонки из условия прочности соответствует значению sсм<= [s] см. 8. Смазывание подшипников и передач Смазка подшипников качения предназначена для уменьшения потерь мощности на трения, демпфирование нагрузки, снижения риска износа и коррозии контактирующих поверхностях, уменьшения шума и лучшего отвода теплоты, заполнения зазоров в уплотнениях, обеспечивая этим герметичность подшипникового узла. Применяют жидкие (минеральные масла и др.) и пластичные (солидолы, консталины и др.) смазочные материалы. На практике стремятся смазывать подшипники тем маслом, которым смазывают детали передач. При внутренней смазки колёс подшипники качения смазывают брызгами масла. При окружной скорости колёс u= 1 м/с брызгами масла покрывают все детали передачи и внутренние поверхности стенок корпуса. Стекающее с колес, с валов и со стенок корпуса масло попадает в подшипники. Минимальный уровень масляной ванной ограничивают центром нижнего тела качения подшипников. В ряде случаев для обеспечения надежного смазывания зацепления шестерню или червяк и подшипник быстроходного вала погружают в масло. В этом случае избегание попадания продуктов износа передачи зубчатых колес, червяков и др., а также излишнего пожива маслом подшипники защищаются маслозащитными кольцами и мембраной. Особенно если на быстроходном валу установлены косозубые или шевронные колёса либо червяк, т.е. когда зубья колес или витки червяка гонят масло на подшипник и заливают его, вызывая разогрев последнего. Добавления жидкого масла производят не реже одного раза в месяц, а через каждые 3…6 месяцев полностью заменяют. Пластичные смазные материалы применяют при окружной скорости колёс u= 1 м/с для смазывания опор машин, работающих в среде, содержащей вредные смеси и примеси, и там, где необходима работа машин (в химической, пищевой и текстильной промышленности). Учитывая все вышесказанное для нашего механизма мы выбираем такую смазку как ”Солидол С”. ГОСТ 4366-64 Предельная прочность на сдвиг, г/см2. 20Å - 2-6 50 2-4 Вязкость при tÅ 0Å <= 2000 20Å <=400-1000 водостойкость - хорошая tÅ применяемая - 30Å - 70Å Вывод При выполнении данного курсового проекта мы приобрели навыки в проектировании и конструировании механизмов и деталей машин, а также навыки в использовании справочной литературой. Рассчитывались волновая и зубчатая ременная передачи. Все параметры были рассчитаны и подобраны в соответствии с ГОСТами, что несомненно облегчит сборку данного модуля на производстве и обеспечит качественную его работу. Такая схема модуля поворота руки робота применяется часто. Зубчатая ременная передача в совокупности с волновой передачей позволяет обеспечить высокую точность позиционирования, тихоходность и сравнительно небольшие потери мощности. При более глубоком подходе к проектированию механизма нужно пересмотреть корпусные детали, направляющие и соединительные элементы и детали. Список использованной литературы 1. Проектирование механизмов роботов: учебное пособие, В.И. Назин 2. Справочник конструктора-машиностроителя том2 В.И. Анурев. 3. Детали машин.Д.Н. Решетов. 4. Детали машин. Курсовое проектирование М.Н. Иванов В.Н. Иванов. 5. Инженерные расчеты подшипников и валов: учебное пособие, В.И. Назин. 6. Волновые зубчатые передачи: учебное пособие, А.И. Полетучий. 7. Расчет и проектирование волновых передач: учебное пособие. Харьков 1973. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|